Рекомендации
по работе с агрессивными детьми
- Никогда не оскорбляйте их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова — это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны.
- Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость от них. Лучше несколько дистанцироваться от них.
- Не боритесь с ними в открытую, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать их особенности и бурные реакции.
- Останавливайте их спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте их поведение только после их успокоения.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?». Предлагайте что-то своё только в дополнение сказанному.
- Наделите агрессивного ребёнка какой-либо ответственностью в школе.
- Учитывайте, что перед сильными у агрессивного ребёнка появляются в поведении элементы раболепия, а перед слабыми агрессии.
- Не угрожайте и не шантажируйте агрессивного ребёнка, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
- Воинственность ребёнка можно успокоить своим спокойствием.
- Не разряжайте своё плохое настроение на таких детях.
Найдите повод похвалить их,
особенно спустя некоторое время после наказания
- дети убедятся, что претензии были не лично к ним,
а к их поступкам.
Рекомендации по избеганию конфликтных ситуаций
Чтобы педагог мог избежать неприятных ситуаций, которые часто приводят к конфликту, предлагаются следующие правила:
1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваше представление о нем как о человеке оставьте при себе.
2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.
3. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.
4. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например, тип: "Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставишь в известность, что не получается".
5. Не старайтесь давить на учащегося словами и эмоциями. Главное - помочь понять, как его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь вы.
6. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.
7. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести вред.
8. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял.